Мероприятия

Бородинское сражение

Проходит: Первые выходные сентября

Историческая дата: 7 сентября 1812 г.


Стойкий оловянный солдатик

Проходит: Последние выходные мая

Фестиваль


Малоярославецкое сражение

Конец октября

Историческая дата: 24 октября 1812 г.


Душоновские манёвры

Июнь

Фестиваль


Смоленское сражение

Начало августа

Историческая дата: 16 - 18 августа 1812 г.


Сражение под Красным

Историческая дата: 15 - 18 ноября 1812 г.


Вохонское сражение

Конец сентября

Историческая дата: 1 октября 1812 г.


Тарутинское сражение

октябрь.2017

Историческая дата: 18 октября 1812 г.


"Ночь музеев", Бородинский музей-заповедник

Май

Фестиваль


МАНИФЕСТ «Об изгнании неприятелей»

7 января

Историческая дата: 7 января 1813 г.


Зимние маневры по эпохе Наполеоновских войн

Зима

Фестиваль

Слово артиллерия вошло в русский язык в 1695 году. Есть несколько версий происхождения слова «артиллерия»:

  • Из латыни: от слов arcus (лук) и tellum (стрела)
  • Или: ars (искусство) и tollendi (метание)
  • Из итальянского: arte (искусство) и tirare (стрелять)
  • Из старофранцузского: atellier - располагать, устанавливать, и attillement — военная техника.
С XIII века словом artillier называли любое военное оборудование.

Калибр артиллерии, как термин появился в Европе в 1546 г., когда Гартман из Нюрнберга призматическую четырёхгранную линейку. Это устройство, получивло название шкала Гартмана. На одну грань были нанесены единицы измерения (дюймы), на три другие — фактические размеры (в зависимости от веса в фунтах) железных, свинцовых и каменных ядер, соответственно.

Примеры (приблизительно):

  • 1 грань — отметка свинцового ядра массой 1 фунт — соотносится с 1,5 дюймами;
  • 2 грань — железного ядра массой 1 фунт — с 2,5;
  • 3 грань — каменного ядра массой 1 фунт — с 3.

Зная размер или вес снаряда, можно было изготовлять боеприпасы комплектовать заряд заранее . Данная система просуществовала в мире около трёх веков. В России единых стандартов не существовало до реформ Петра I. Армейские пищали и пушки имели отдельные характеристики по весу снаряда, в русских национальных единицах. Существовали орудия от 1/8 гривенки до пуда. В начале XVIII века по поручению Петра I была разработана отечественная система калибров под руководством генерал-фельдцейхмейстера графа Брюса. За основу была взята шкала Гартмана. Данная система разделяла орудия по артиллерийскому весу снаряда (чугунного ядра). Единицей измерения стал артиллерийский фунт — чугунное ядро диаметром в 2 дюйма и весом 115 золотников (примерно 490 граммов). Какими видами снарядов стреляет орудие — бомбами, картечью либо чем-то еще, значения не имело. Учитывался только теоретический артиллерийский вес, которым могло выстрелить орудие при своем размере. Были разработаны таблицы, соотносящие артиллерийский вес (калибр)с диаметром канала ствола. Артиллеристам входило в обязанность оперировать калибрами и диаметрами. В «Морском Уставе» (С.-Петербург, 1720), в главе седьмой «Об офицере артилерии, или констапеле», в пункте 2 записано: «Должено перемерять ядры, сходны ли их диаметры с калибрами пушек и расположить их на корабле по своим местам». Эта система была введена царским указом в 1707 г. и продержалась более чем полтора столетия.

Примеры:

  • 3-фунтовая пушка, пушка калибром 3 фунта — официальные названия;
  • артиллерийский вес 3 фунта — основная характеристика орудия;
  • размер 2,8 дюйма — диаметр канала ствола, вспомогательная характеристика орудия.

На практике это была маленькая пушка, стрелявшая ядрами весом около 1,5 кг и имевшая калибр (в нашем понимании) около 70 мм. Д. Е. Козловский в своей книге даёт перевод русского артиллерийского веса в метрические калибры:

  • 3 фунта — 76 мм,
  • 4 фунта — 88 мм,
  • 6 фунтов — 96 мм,
  • 12 фунтов — 120 мм,
  • 18 фунтов — 137 мм,
  • 24 фунта — 152 мм,
  • 60 фунтов — 195 мм.

Особое место в этой системе занимали разрывные снаряды (бомба). Их вес измерялся в пудах (1 пуд — 40 торговым фунтам — равен примерно 16,3 кг). Связано это с тем, что бомбы были полыми, со взрывчаткой внутри, то есть, изготовлены из материалов разной плотности. При их производстве было значительно удобней оперировать общепринятыми весовыми единицами.

Д. Козловский приводит следующие соотношения:

  • 1/4 пуда — 120 мм,
  • 1/2 — 152,
  • 1 пуд — 196,
  • 2 — 245,v
  • 3 — 273,
  • 5 — 333.

Для бомб предназначалось специальное орудие — бомбарда, или мортира. Её тактико-технические характеристики, боевые задачи и система калибрования позволяют говорить об особом виде артиллерии. На практике небольшие бомбарды часто стреляли обычными ядрами, и тогда одно и то же орудие имело разные калибры — общий в 12 фунтов и специальный в 10 фунтов.

Введение калибров, помимо прочего, стало хорошим материальным стимулом для солдат и офицеров. Так, в «Морском Уставе», напечатанном в Санкт-Петербурге в 1720 году, в главе «О награждении» приводятся суммы наградных выплат за взятые у неприятеля пушки:

  • 30-фунтовая — 300 рублей,
  • 24 — 250,
  • 18 — 210,
  • 12 — 170,
  • 8 — 130,
  • 6 — 90,
  • 4 и 3 — 50,
  • 2 и ниже — 15.

Во второй половине XIX века с введением нарезной артиллерии шкала подверглась корректировке в связи с изменениями характеристик снаряда, но принцип остался тем же.

Первые достоверные упоминания о пневматическом оружии начинаются с 1644 года и помечены неким Гансом Келером. Конечно если рассматривать этот вид оружия как достойную альтернативу своим современникам. Различные стреляющие трубки с помощью нагнетённого воздуха скорее всего начали появляться ещё с доисторических времён. Настоящие боевые духовые ружья, запускали пулю в полёт также при помощи сжатого воздуха, который предварительно закачивался в специальные резервуары. Перед каждым выстрелом взводился курок. При нажатии на курок, под тяжестью воздуха спускался пружинный механизм, с помощью которого и производился выстрел. Были вариации ружей, в которые после каждого выстрела нужно было нагнетать воздух. А были со сменными резервуарами.

Как боевые, такие ружья использовались до середины 19 века и были неплохой альтернативой стрелковым. Огромным плюсом духовых ружей было то что после выстрела стрелок практически не обнаруживал себя. Также существовали духовые пистолеты.

Духовое ружьё Духовое ружьё

Механизм воздушки был для тех времён довольно сложным и ненадёжным.Широкого боевого применения они не получили. Во второй половине 19 века духовые ружья получили популярность в Америке для развлекательной стрельбы.

По итогам Венского конгресса, Александр I стал Польским королём, а также в состав Российской Империи вошли Бессарабские земли. Земли были сильно опустошены, поэтому для поселенцев на этих землях вводились выгодные условия проживания. До 50 лет без налогов.

Эти меры дали результат, на земли стали съезжаться крестьяне. В Бессарабию из Польши (всё это была Российская империя) прибыли поселенцы - потомки прусаков. Так в 1814 году были основаны поселения колонистов Бородино, Тарутино, Малоярославец, Березино. Названия соответствовали знаковым событиям недавней войны.

Бородино, Тарутино,  Малоярославец, Березино

Бородино, Тарутино, Малоярославец, Березино на современной карте

Европа после Венского конгресса

Первые немецкие колонии на карте Европы после Венского конгресса

Позже с 1815 по 1817 год создавались поселения Кульмская, Малоярославская, Краснинская, Лейпцигская, Березинская и Клястицкая, Фершампенуазская, Бриенская, Парижская и Арцизская, Теплицкое. Основным населением их были прусаки.

Во время существования фашистской Германии здесь существовали немецкие фашистские ячейки. После 1945 года все немцы покинули эти поселения. А их названия остались как дань памяти сражениям и победам Отечественной войны 1812 года.

Мамлюки, мемелюки - изначально элитные, хорошо вооружжённые подразделения в Египте средних веков. Набирались из кипчакских (тюркских) племён и Кавказа. В ходе походов на деревни и города в плен отбирались особо крепкие мальчики и юноши.В закрытых лагерях они обращались в ислам, усиленно тренировались военному делу и обучались арабскрому языку. Мамлюками стали послндователями гулямов и как регулярное воиско упоминаются в 833 г. Это были хорошо обученные воины не помнящие никакого родства и не имевшие никак связей с местным населением. Правители востока чаще их использовали в качестве личных телохранителей. Не редко мамлюки, чувствуя свою силу, вляли на внутриполитическое устройство восточных государств, устанавливали своих правителей. в 1250 году мамлюки почти на 100 лет зазватили власть в Египте. Этим и стали ассоциироваться как египетские воины.

Государство бахритских мамлюков

Государство бахритских мамлюков

Воиско мамлюков идёт в атаку

Воиско мамлюков идёт в атаку

В русско-турецких войнах основную силу турецкой армии наравне с пешими янычарами составляли верховые мамлюки. Турецкие султаны активно переняли практику вербовки в элитные подразделения янычар пленных детей и юношей Кавказа и Балкан. Которые как и мамлюки тренировались в специальных закрытых лагерях. Янычары были личной гвардией султанов, которые также выполняли полицейские и карательные функции

Янычары

Янычары

В апреле 1802 года эскадрон египетских мамелюков был причислен французской к гвардии. В офицерский состав входили французские, и египетские офицеры.

Мамлюки Наполеона отличались особой храбростью, напором в атаке, и верностью своему повелителю. Были очень хорошо вооружены.

Атака мамлюков на русскую гвардию в сражении при Аустерлице

Атака мамлюков на русскую гвардию в сражении при Аустерлице

После разгрома Великой армии мамлюков Наполеона ждала горькая участь. Мамлюки даже после высsлки Наполеона оставались верными своему повелителю. Начались гонения на них и их семьи во Франции, высылки. Пришлось бежать на родину, но в Египте и Турции их не приняли так как тоже шёл процес избавления от этой военной касты. Во Франции только высшие чины получили жалованье и пенсию. Всем остальным мамлюкам, которые умели только воевать оставалось только умирать в нищете.

Слово ГВАРДИЯ происходит от итальянского слова guardia — охрана, защита. Отборная привилегированная часть войск, отборные воинские части, в основном служили как охранные подразделения и сопровождение первых лиц государств. Термин появился в Италии в 12 веке. Во Франции в начале 15 века. В Англии, Швеции, Пруссии в 17 веке. В России история гвардии берёт своё начало с конца 17 века, времён царствования Петра I. Основным составом гвардии стали полки Семёновский и Преображенский.

ЛЕЙБ - ГВАРДИЯ дословно переводится как «личная охрана».Официально термин введён Петром I в 1700 году. Офицерами в гвардии служили только выходцы из состоятельных дворянских семей. Служить офицером в гвардии считалось особо почетным, но требовало немалых дополнительных расходов престижного характера – на приобретение дорогой амуниции, коней. Помимо традиционных боевых и караульных задач, лейб-гвардия исполняет церемониальную функцию, принимая участие в парадах, шествиях и торжественных выездах. С начала XIX века гвардейский офицерский чин (исключая полковников и генералов) по значимости на два класса превышал армейский: так, гвардейский поручик был равен армейскому капитану.<.p>

Как таковая Гвардия, как род привилегированных войск существовала ещё в античные времена.
Так в Древней Греции существовала священная дружина. В Македонии царские любимцы. В Древней Персии при Дарии I существовал корпус бессмертных, насчитывавший до 10 тысяч воинов. В Древнем Риме Преторианцы считались элитными войсками и выполняли наиболее сложные задачи в бою.

Кивер

В русской армии кивера существовали с 1803 по 1846 г. Эти головные уборы были высокие, тяжёлые и весьма неудобные, зато берегли голову солдата от непрямого сабельного удара.

ГВАРДЕЙСКАЯ КОННАЯ АРТИЛЛЕРIЯ.

2 Февраля 1811 - Гвардейской Конной Артиллерiи повелено иметь вместо касокъ, кивера, такiе же, какъ у Гвардейской Пешей Артиллерiи, но съ белымъ, а у трубачей съ краснымъ, волосянымъ султаномъ, имевшимъ къ корню черный волосъ, съ примесью оранжеваго, причемъ состоявшiе въ унтеръ-офицерскихъ чинахъ отличались черною, съ оранжевымъ, верхушкою.

ГВАРДЕЙСКАЯ ПЕШАЯ АРТИЛЛЕРIЯ.

19-го Августа 1803 - нижнимъ чинамъ, вместо шляпъ, даны суконныя шапки, одного образца съ полученными, 19 Октября 1804 года, Л.-Гв. Преображенскимъ, Семеновскимъ и Измайловскимъ полками, но только безъ султана; съ такими же двумя кисточками, какiя были на шляпахъ, т. е. окружiе желтое, средина темнозеленая 16-го Апреля 1808 - нижнимъ чинамъ и штабъ и оберъ-офицерамъ пешихъ ротъ Гвардейской Артиллерiи даны кивера, одной формы съ утвержденными, въ это время, для Л.-Гв. Преображенскаго, Семеновскаго и Измайловскаго полковъ, но безъ султана и съ гербомъ иного образца, изображающимъ двуглаваго орла, сидящаго на двухъ, крестообразно-положенныхъ пушкахъ, внизу которыхъ лежатъ различные артиллерiйскiе снаряды.

В 1855 году в армейской пехоте вновь введены кивера – невысокие, сужающиеся к верху, со скошенным донышком, с висящим султаном. В 1862 году заменены на кепи. В 1907 году генералам, чинам гвардии и военно-учебных заведений вновь даны носившиеся при парадной форме кивера – невысокие, напоминающие массивные фуражки, с султанами, короткими этишкетами и кутасами различной формы. В данный момент кивера используются военнослужащими Президентского Полка при парадной форме одежды.

20-30-е годы XX века охарактеризовались заметными событиями не только в СССР, но и во многих других странах Европы. Это фашизм в Италии во главе с Бенито Муссолини, который пришёл к власти в 1922 году в результате переворота и нацизмом в Германии во главе с Адольфом Гитлером, пришедшем к власти в 1933 году. Эти события давали понять, что Европе грозят великие потрясения. Развязанные, впоследствии, войны фашистским режимом подтверждал опасения СССР о возможном нападении на её территории. Осознавая с каким противником придётся столкнуться, страна начала готовиться к войне.

В начале 20-х годов, когда победа Красной армии в гражданской войне становилась очевидной, молодая Советская республика обратила внимание не только на качество младшего и среднего командного состава вооруженных сил, но и на само комплектование армии красными командирами. И в 1921 году было принято решение о создании ряда школ: в Петрограде «подготовительной школы для моряков», в Баку «1-й Азербайджанской военной школы» второй ступени, в городе Фергана «Бухарской военно-трудовой школы», а также ряд других военных школ в разных городах республики. Так как комплектование военно-учебных заведений осуществлялось из рабочего класса и крестьянства, эти школы должны были поднять образовательный уровень слушателей и учащихся военных заведений.

К 30-м годам, когда общая грамотность населения в республике была поднята на достаточный уровень, необходимость в таких учебных заведениях отпала, некоторые прекратили своё существование, некоторые были укрупнены по форме объединения, а другие были переквалифицированы в школы переподготовки командного состава.

Вообще, 20-е годы были судьбоносными в истории страны, в 1922 году, образовывается СССР, в 1923 принимается первая Конституция нового государства, в 1925 году XIV съезд ВКП (б) провозглашает курс на индустриализацию, в 1928 году принимается первый пятилетний план развития промышленности. Стране требовались образованные и подготовленные специалисты, не только в армии.

Но, не смотря на то, что уровень подготовки повысился, состав армии, как и комплектование военных учебных заведений слушателями, был случайным. Рабочие и крестьяне не связывали свою дальнейшую судьбу со службой в вооруженных силах страны, а растущая армия требовала всё больше и больше квалифицированных военных командиров. Надвигающаяся угроза войны требовала ещё больше подготовленных абитуриентов.

Государство осознала необходимость более раннего воспитания и подготовки сознания молодёжи к защите Родины, а также выявлению среди молодёжи тех, кто готов связывать свою жизнь с армией. К концу 30-х годов мальчики, которые родились в 20-х годах, вступали в возраст, когда детство переходит в юность, и именно на них и решило сделать ставку руководство СССР.

№2сс от 5 мая 1937 года, постановил создать в 30 средних школах страны спецклассы, с углубленным изучением военного дела и общеобразовательных предметов. Но в ходе выполнения этого постановления были внесены существенные изменения. Нарком просвещения РСФСР П.А. Тюркин, приказом № 1546 от 13 июня 1937 года утвердил выделение 10 школ в Москве, 10 в Ленинграде и одной в Ростове- на-Дону для преобразования в них 9-х и 10-х классов в военно-подготовительные В 1937 году, вновь образованный Комитет Обороны, постановлением классы. Однако отдел школ ЦК ВКП (б), предложил вместо специальных классов, создать специальные школы с обучением в них с 8-го по 10-й классы. Это позволило бы отделить учащихся занимающих по специальной программе и создать для них более благоприятные условия. По предложению исполкома Моссовета, уже в августе этого же года, Московский городской отдел Народного образования решил организовать в Москве 5 специализированных средних школ: № 328 Красногвардейского, № 83 Краснопресненского, №118 Советского, №381 Сокольнического и № 457 Таганского района города. В результате проделанной работы в 1937 году в стране было сформировано 15 специализированных школ: по 5 в Москве и Ленинграде, по 2 в Киеве и Харькове по одной в Одессе, Ростове-на-Дону и Ереване. В 1944 году были созданы ещё три спецшколы: в Киеве, Харькове и Одессе.

По решению правительства, эти средние школы Наркомпроса, в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7-9 классы и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В отличие от 20-х годов, где организация школ, была борьбою с неграмотность и малограмотностью поступающих граждан, то учащиеся этих спецшкол отбирались по принципу - лучшие из лучших. «Отбор был весьма требовательным и по оценкам и по анкетам – вспоминал военно-морской руководитель столичной спецшколы старший лейтенант Г. Эндзенин. – Но особой строгостью отличалась медкомиссия – бескомпромиссная и неуступчивая. И это понятно… (Морской сборник. – 1990. - №7. С.47.)

При поступлении приветствовалось наличии знаков ГТО, Ворошиловский стрелок и других значков. По окончании спецшкол, выпускники поступали в военное училище, обучение в спецшколе давало им преимущество при зачислении военные учебные заведения. И это было единственной привилегией спецшкольников, перед своими сверстниками обучающихся в простых средних школах.( По постановлению КО при СНК СССР №2сс от 5 мая 1937 года, до 50% учащихся военных артиллерийских училищ, должны были комплектоваться из учащихся спецшкол). Так что, несмотря на всю жёсткую политику государства, государство смогло решить один из главных вопросов, вопрос воспитания граждан своего государства в духе любви к своей Родине: «Комсомолия шла в армию, авиацию и флот. Шла по зову юных сердец, по велению долга». (Е.А.Райгородецкий. Командиры смолоду. – Киев, изд-во ЦК ЛКСМУ «Молодь». – 1986. С. 10.). «Подготовка сознания, особенно у молодёжи, - то, чего мы сейчас не делаем, - это посильнее перевооружения армии». (Газета московского инженерно-физического института. №14-15. 2006. С4-5.).Так считает бывший учащийся первой московской морской военной спецшколы, бывший ректор МИФИ, почётный профессор В.Г. Кириллов- Угрюмый. А перевооружение армии шло полным ходом, принималась новая техника, а новая техника это новая тактика и стратегия, и кавалерийским наскоком уже не решался исход битвы.