Мероприятия

Бородинское сражение

Проходит: Первые выходные сентября

Историческая дата: 7 сентября 1812 г.


Стойкий оловянный солдатик

Проходит: Последние выходные мая

Фестиваль


Малоярославецкое сражение

Конец октября

Историческая дата: 24 октября 1812 г.


Душоновские манёвры

Июнь

Фестиваль


Смоленское сражение

Начало августа

Историческая дата: 16 - 18 августа 1812 г.


Сражение под Красным

Историческая дата: 15 - 18 ноября 1812 г.


Вохонское сражение

Конец сентября

Историческая дата: 1 октября 1812 г.


Тарутинское сражение

октябрь.2017

Историческая дата: 18 октября 1812 г.


"Ночь музеев", Бородинский музей-заповедник

Май

Фестиваль


МАНИФЕСТ «Об изгнании неприятелей»

7 января

Историческая дата: 7 января 1813 г.


Зимние маневры по эпохе Наполеоновских войн

Зима

Фестиваль

Калибр артиллерии, как термин появился в Европе в 1546 г., когда Гартман из Нюрнберга призматическую четырёхгранную линейку. Это устройство, получивло название шкала Гартмана. На одну грань были нанесены единицы измерения (дюймы), на три другие — фактические размеры (в зависимости от веса в фунтах) железных, свинцовых и каменных ядер, соответственно.

Примеры (приблизительно):

  • 1 грань — отметка свинцового ядра массой 1 фунт — соотносится с 1,5 дюймами;
  • 2 грань — железного ядра массой 1 фунт — с 2,5;
  • 3 грань — каменного ядра массой 1 фунт — с 3.

Зная размер или вес снаряда, можно было изготовлять боеприпасы комплектовать заряд заранее . Данная система просуществовала в мире около трёх веков. В России единых стандартов не существовало до реформ Петра I. Армейские пищали и пушки имели отдельные характеристики по весу снаряда, в русских национальных единицах. Существовали орудия от 1/8 гривенки до пуда. В начале XVIII века по поручению Петра I была разработана отечественная система калибров под руководством генерал-фельдцейхмейстера графа Брюса. За основу была взята шкала Гартмана. Данная система разделяла орудия по артиллерийскому весу снаряда (чугунного ядра). Единицей измерения стал артиллерийский фунт — чугунное ядро диаметром в 2 дюйма и весом 115 золотников (примерно 490 граммов). Какими видами снарядов стреляет орудие — бомбами, картечью либо чем-то еще, значения не имело. Учитывался только теоретический артиллерийский вес, которым могло выстрелить орудие при своем размере. Были разработаны таблицы, соотносящие артиллерийский вес (калибр)с диаметром канала ствола. Артиллеристам входило в обязанность оперировать калибрами и диаметрами. В «Морском Уставе» (С.-Петербург, 1720), в главе седьмой «Об офицере артилерии, или констапеле», в пункте 2 записано: «Должено перемерять ядры, сходны ли их диаметры с калибрами пушек и расположить их на корабле по своим местам». Эта система была введена царским указом в 1707 г. и продержалась более чем полтора столетия.

Примеры:

  • 3-фунтовая пушка, пушка калибром 3 фунта — официальные названия;
  • артиллерийский вес 3 фунта — основная характеристика орудия;
  • размер 2,8 дюйма — диаметр канала ствола, вспомогательная характеристика орудия.

На практике это была маленькая пушка, стрелявшая ядрами весом около 1,5 кг и имевшая калибр (в нашем понимании) около 70 мм. Д. Е. Козловский в своей книге даёт перевод русского артиллерийского веса в метрические калибры:

  • 3 фунта — 76 мм,
  • 4 фунта — 88 мм,
  • 6 фунтов — 96 мм,
  • 12 фунтов — 120 мм,
  • 18 фунтов — 137 мм,
  • 24 фунта — 152 мм,
  • 60 фунтов — 195 мм.

Особое место в этой системе занимали разрывные снаряды (бомба). Их вес измерялся в пудах (1 пуд — 40 торговым фунтам — равен примерно 16,3 кг). Связано это с тем, что бомбы были полыми, со взрывчаткой внутри, то есть, изготовлены из материалов разной плотности. При их производстве было значительно удобней оперировать общепринятыми весовыми единицами.

Д. Козловский приводит следующие соотношения:

  • 1/4 пуда — 120 мм,
  • 1/2 — 152,
  • 1 пуд — 196,
  • 2 — 245,v
  • 3 — 273,
  • 5 — 333.

Для бомб предназначалось специальное орудие — бомбарда, или мортира. Её тактико-технические характеристики, боевые задачи и система калибрования позволяют говорить об особом виде артиллерии. На практике небольшие бомбарды часто стреляли обычными ядрами, и тогда одно и то же орудие имело разные калибры — общий в 12 фунтов и специальный в 10 фунтов.

Введение калибров, помимо прочего, стало хорошим материальным стимулом для солдат и офицеров. Так, в «Морском Уставе», напечатанном в Санкт-Петербурге в 1720 году, в главе «О награждении» приводятся суммы наградных выплат за взятые у неприятеля пушки:

  • 30-фунтовая — 300 рублей,
  • 24 — 250,
  • 18 — 210,
  • 12 — 170,
  • 8 — 130,
  • 6 — 90,
  • 4 и 3 — 50,
  • 2 и ниже — 15.

Во второй половине XIX века с введением нарезной артиллерии шкала подверглась корректировке в связи с изменениями характеристик снаряда, но принцип остался тем же.

Первые достоверные упоминания о пневматическом оружии начинаются с 1644 года и помечены неким Гансом Келером. Конечно если рассматривать этот вид оружия как достойную альтернативу своим современникам. Различные стреляющие трубки с помощью нагнетённого воздуха скорее всего начали появляться ещё с доисторических времён. Настоящие боевые духовые ружья, запускали пулю в полёт также при помощи сжатого воздуха, который предварительно закачивался в специальные резервуары. Перед каждым выстрелом взводился курок. При нажатии на курок, под тяжестью воздуха спускался пружинный механизм, с помощью которого и производился выстрел. Были вариации ружей, в которые после каждого выстрела нужно было нагнетать воздух. А были со сменными резервуарами.

Как боевые, такие ружья использовались до середины 19 века и были неплохой альтернативой стрелковым. Огромным плюсом духовых ружей было то что после выстрела стрелок практически не обнаруживал себя. Также существовали духовые пистолеты.

Духовое ружьё Духовое ружьё

Механизм воздушки был для тех времён довольно сложным и ненадёжным.Широкого боевого применения они не получили. Во второй половине 19 века духовые ружья получили популярность в Америке для развлекательной стрельбы.

По итогам Венского конгресса, Александр I стал Польским королём, а также в состав Российской Империи вошли Бессарабские земли. Земли были сильно опустошены, поэтому для поселенцев на этих землях вводились выгодные условия проживания. До 50 лет без налогов.

Эти меры дали результат, на земли стали съезжаться крестьяне. В Бессарабию из Польши (всё это была Российская империя) прибыли поселенцы - потомки прусаков. Так в 1814 году были основаны поселения колонистов Бородино, Тарутино, Малоярославец, Березино. Названия соответствовали знаковым событиям недавней войны.

Бородино, Тарутино,  Малоярославец, Березино

Бородино, Тарутино, Малоярославец, Березино на современной карте

Европа после Венского конгресса

Первые немецкие колонии на карте Европы после Венского конгресса

Позже с 1815 по 1817 год создавались поселения Кульмская, Малоярославская, Краснинская, Лейпцигская, Березинская и Клястицкая, Фершампенуазская, Бриенская, Парижская и Арцизская, Теплицкое. Основным населением их были прусаки.

Во время существования фашистской Германии здесь существовали немецкие фашистские ячейки. После 1945 года все немцы покинули эти поселения. А их названия остались как дань памяти сражениям и победам Отечественной войны 1812 года.

Мамлюки, мемелюки - изначально элитные, хорошо вооружжённые подразделения в Египте средних веков. Набирались из кипчакских (тюркских) племён и Кавказа. В ходе походов на деревни и города в плен отбирались особо крепкие мальчики и юноши.В закрытых лагерях они обращались в ислам, усиленно тренировались военному делу и обучались арабскрому языку. Мамлюками стали послндователями гулямов и как регулярное воиско упоминаются в 833 г. Это были хорошо обученные воины не помнящие никакого родства и не имевшие никак связей с местным населением. Правители востока чаще их использовали в качестве личных телохранителей. Не редко мамлюки, чувствуя свою силу, вляли на внутриполитическое устройство восточных государств, устанавливали своих правителей. в 1250 году мамлюки почти на 100 лет зазватили власть в Египте. Этим и стали ассоциироваться как египетские воины.

Государство бахритских мамлюков

Государство бахритских мамлюков

Воиско мамлюков идёт в атаку

Воиско мамлюков идёт в атаку

В русско-турецких войнах основную силу турецкой армии наравне с пешими янычарами составляли верховые мамлюки. Турецкие султаны активно переняли практику вербовки в элитные подразделения янычар пленных детей и юношей Кавказа и Балкан. Которые как и мамлюки тренировались в специальных закрытых лагерях. Янычары были личной гвардией султанов, которые также выполняли полицейские и карательные функции

Янычары

Янычары

В апреле 1802 года эскадрон египетских мамелюков был причислен французской к гвардии. В офицерский состав входили французские, и египетские офицеры.

Мамлюки Наполеона отличались особой храбростью, напором в атаке, и верностью своему повелителю. Были очень хорошо вооружены.

Атака мамлюков на русскую гвардию в сражении при Аустерлице

Атака мамлюков на русскую гвардию в сражении при Аустерлице

После разгрома Великой армии мамлюков Наполеона ждала горькая участь. Мамлюки даже после высsлки Наполеона оставались верными своему повелителю. Начались гонения на них и их семьи во Франции, высылки. Пришлось бежать на родину, но в Египте и Турции их не приняли так как тоже шёл процес избавления от этой военной касты. Во Франции только высшие чины получили жалованье и пенсию. Всем остальным мамлюкам, которые умели только воевать оставалось только умирать в нищете.

Слово ГВАРДИЯ происходит от итальянского слова guardia — охрана, защита. Отборная привилегированная часть войск, отборные воинские части, в основном служили как охранные подразделения и сопровождение первых лиц государств. Термин появился в Италии в 12 веке. Во Франции в начале 15 века. В Англии, Швеции, Пруссии в 17 веке. В России история гвардии берёт своё начало с конца 17 века, времён царствования Петра I. Основным составом гвардии стали полки Семёновский и Преображенский.

ЛЕЙБ - ГВАРДИЯ дословно переводится как «личная охрана».Официально термин введён Петром I в 1700 году. Офицерами в гвардии служили только выходцы из состоятельных дворянских семей. Служить офицером в гвардии считалось особо почетным, но требовало немалых дополнительных расходов престижного характера – на приобретение дорогой амуниции, коней. Помимо традиционных боевых и караульных задач, лейб-гвардия исполняет церемониальную функцию, принимая участие в парадах, шествиях и торжественных выездах. С начала XIX века гвардейский офицерский чин (исключая полковников и генералов) по значимости на два класса превышал армейский: так, гвардейский поручик был равен армейскому капитану.<.p>

Как таковая Гвардия, как род привилегированных войск существовала ещё в античные времена.
Так в Древней Греции существовала священная дружина. В Македонии царские любимцы. В Древней Персии при Дарии I существовал корпус бессмертных, насчитывавший до 10 тысяч воинов. В Древнем Риме Преторианцы считались элитными войсками и выполняли наиболее сложные задачи в бою.

Кивер

В русской армии кивера существовали с 1803 по 1846 г. Эти головные уборы были высокие, тяжёлые и весьма неудобные, зато берегли голову солдата от непрямого сабельного удара.

ГВАРДЕЙСКАЯ КОННАЯ АРТИЛЛЕРIЯ.

2 Февраля 1811 - Гвардейской Конной Артиллерiи повелено иметь вместо касокъ, кивера, такiе же, какъ у Гвардейской Пешей Артиллерiи, но съ белымъ, а у трубачей съ краснымъ, волосянымъ султаномъ, имевшимъ къ корню черный волосъ, съ примесью оранжеваго, причемъ состоявшiе въ унтеръ-офицерскихъ чинахъ отличались черною, съ оранжевымъ, верхушкою.

ГВАРДЕЙСКАЯ ПЕШАЯ АРТИЛЛЕРIЯ.

19-го Августа 1803 - нижнимъ чинамъ, вместо шляпъ, даны суконныя шапки, одного образца съ полученными, 19 Октября 1804 года, Л.-Гв. Преображенскимъ, Семеновскимъ и Измайловскимъ полками, но только безъ султана; съ такими же двумя кисточками, какiя были на шляпахъ, т. е. окружiе желтое, средина темнозеленая 16-го Апреля 1808 - нижнимъ чинамъ и штабъ и оберъ-офицерамъ пешихъ ротъ Гвардейской Артиллерiи даны кивера, одной формы съ утвержденными, въ это время, для Л.-Гв. Преображенскаго, Семеновскаго и Измайловскаго полковъ, но безъ султана и съ гербомъ иного образца, изображающимъ двуглаваго орла, сидящаго на двухъ, крестообразно-положенныхъ пушкахъ, внизу которыхъ лежатъ различные артиллерiйскiе снаряды.

В 1855 году в армейской пехоте вновь введены кивера – невысокие, сужающиеся к верху, со скошенным донышком, с висящим султаном. В 1862 году заменены на кепи. В 1907 году генералам, чинам гвардии и военно-учебных заведений вновь даны носившиеся при парадной форме кивера – невысокие, напоминающие массивные фуражки, с султанами, короткими этишкетами и кутасами различной формы. В данный момент кивера используются военнослужащими Президентского Полка при парадной форме одежды.

20-30-е годы XX века охарактеризовались заметными событиями не только в СССР, но и во многих других странах Европы. Это фашизм в Италии во главе с Бенито Муссолини, который пришёл к власти в 1922 году в результате переворота и нацизмом в Германии во главе с Адольфом Гитлером, пришедшем к власти в 1933 году. Эти события давали понять, что Европе грозят великие потрясения. Развязанные, впоследствии, войны фашистским режимом подтверждал опасения СССР о возможном нападении на её территории. Осознавая с каким противником придётся столкнуться, страна начала готовиться к войне.

В начале 20-х годов, когда победа Красной армии в гражданской войне становилась очевидной, молодая Советская республика обратила внимание не только на качество младшего и среднего командного состава вооруженных сил, но и на само комплектование армии красными командирами. И в 1921 году было принято решение о создании ряда школ: в Петрограде «подготовительной школы для моряков», в Баку «1-й Азербайджанской военной школы» второй ступени, в городе Фергана «Бухарской военно-трудовой школы», а также ряд других военных школ в разных городах республики. Так как комплектование военно-учебных заведений осуществлялось из рабочего класса и крестьянства, эти школы должны были поднять образовательный уровень слушателей и учащихся военных заведений.

К 30-м годам, когда общая грамотность населения в республике была поднята на достаточный уровень, необходимость в таких учебных заведениях отпала, некоторые прекратили своё существование, некоторые были укрупнены по форме объединения, а другие были переквалифицированы в школы переподготовки командного состава.

Вообще, 20-е годы были судьбоносными в истории страны, в 1922 году, образовывается СССР, в 1923 принимается первая Конституция нового государства, в 1925 году XIV съезд ВКП (б) провозглашает курс на индустриализацию, в 1928 году принимается первый пятилетний план развития промышленности. Стране требовались образованные и подготовленные специалисты, не только в армии.

Но, не смотря на то, что уровень подготовки повысился, состав армии, как и комплектование военных учебных заведений слушателями, был случайным. Рабочие и крестьяне не связывали свою дальнейшую судьбу со службой в вооруженных силах страны, а растущая армия требовала всё больше и больше квалифицированных военных командиров. Надвигающаяся угроза войны требовала ещё больше подготовленных абитуриентов.

Государство осознала необходимость более раннего воспитания и подготовки сознания молодёжи к защите Родины, а также выявлению среди молодёжи тех, кто готов связывать свою жизнь с армией. К концу 30-х годов мальчики, которые родились в 20-х годах, вступали в возраст, когда детство переходит в юность, и именно на них и решило сделать ставку руководство СССР.

№2сс от 5 мая 1937 года, постановил создать в 30 средних школах страны спецклассы, с углубленным изучением военного дела и общеобразовательных предметов. Но в ходе выполнения этого постановления были внесены существенные изменения. Нарком просвещения РСФСР П.А. Тюркин, приказом № 1546 от 13 июня 1937 года утвердил выделение 10 школ в Москве, 10 в Ленинграде и одной в Ростове- на-Дону для преобразования в них 9-х и 10-х классов в военно-подготовительные В 1937 году, вновь образованный Комитет Обороны, постановлением классы. Однако отдел школ ЦК ВКП (б), предложил вместо специальных классов, создать специальные школы с обучением в них с 8-го по 10-й классы. Это позволило бы отделить учащихся занимающих по специальной программе и создать для них более благоприятные условия. По предложению исполкома Моссовета, уже в августе этого же года, Московский городской отдел Народного образования решил организовать в Москве 5 специализированных средних школ: № 328 Красногвардейского, № 83 Краснопресненского, №118 Советского, №381 Сокольнического и № 457 Таганского района города. В результате проделанной работы в 1937 году в стране было сформировано 15 специализированных школ: по 5 в Москве и Ленинграде, по 2 в Киеве и Харькове по одной в Одессе, Ростове-на-Дону и Ереване. В 1944 году были созданы ещё три спецшколы: в Киеве, Харькове и Одессе.

По решению правительства, эти средние школы Наркомпроса, в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7-9 классы и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В отличие от 20-х годов, где организация школ, была борьбою с неграмотность и малограмотностью поступающих граждан, то учащиеся этих спецшкол отбирались по принципу - лучшие из лучших. «Отбор был весьма требовательным и по оценкам и по анкетам – вспоминал военно-морской руководитель столичной спецшколы старший лейтенант Г. Эндзенин. – Но особой строгостью отличалась медкомиссия – бескомпромиссная и неуступчивая. И это понятно… (Морской сборник. – 1990. - №7. С.47.)

При поступлении приветствовалось наличии знаков ГТО, Ворошиловский стрелок и других значков. По окончании спецшкол, выпускники поступали в военное училище, обучение в спецшколе давало им преимущество при зачислении военные учебные заведения. И это было единственной привилегией спецшкольников, перед своими сверстниками обучающихся в простых средних школах.( По постановлению КО при СНК СССР №2сс от 5 мая 1937 года, до 50% учащихся военных артиллерийских училищ, должны были комплектоваться из учащихся спецшкол). Так что, несмотря на всю жёсткую политику государства, государство смогло решить один из главных вопросов, вопрос воспитания граждан своего государства в духе любви к своей Родине: «Комсомолия шла в армию, авиацию и флот. Шла по зову юных сердец, по велению долга». (Е.А.Райгородецкий. Командиры смолоду. – Киев, изд-во ЦК ЛКСМУ «Молодь». – 1986. С. 10.). «Подготовка сознания, особенно у молодёжи, - то, чего мы сейчас не делаем, - это посильнее перевооружения армии». (Газета московского инженерно-физического института. №14-15. 2006. С4-5.).Так считает бывший учащийся первой московской морской военной спецшколы, бывший ректор МИФИ, почётный профессор В.Г. Кириллов- Угрюмый. А перевооружение армии шло полным ходом, принималась новая техника, а новая техника это новая тактика и стратегия, и кавалерийским наскоком уже не решался исход битвы.

Неужели 70 лет ядерной политики основаны на лжи? - вопрошает в своей статье в Foreign Policy Уорд Уилсон, старший научный сотрудник British American Security Information Council, автор книги "Пять мифов о ядерном оружии" (Five Myths About Nuclear Weapons).

Собственно, применение атомного оружия против Японии давно является предметом бурных споров. В 1965 году историк Гар Алперовиц заявил: руководство Японии наверняка капитулировало бы еще до высадки американских войск, запланированной на 1 ноября, так что атомная бомбардировка не была необходима. Противники этой позиции пылко возражают, что бомбардировка была оправдана с моральной точки зрения и необходима, что она спасла человеческие жизни.

"Однако обе "школы мысли" исходят из тезиса, что бомбардировка Хиросимы и Нагасаки с применением нового, более мощного оружия, заставила Японию капитулировать 9 августа", - пишет Уилсон. Сам он обнаруживает в этом тезисе три слабых места, которые в значительной мере подрывают традиционную интерпретацию капитуляции Японии.

Первое слабое место - хронология. В большинстве книг по истории США изложена такая последовательность событий: 6 августа - первая атомная бомбардировка, спустя 3 дня - вторая, на следующий день Япония дает понять, что намерена капитулировать.

В глазах американцев кульминация - это 6 августа, бомбежка Хиросимы. Но японцы считают важнейшим днем 9 августа, когда Высший Совет (6 самых высокопоставленных членов правительства) впервые обсудил идею безоговорочной капитуляции.

Бомбёжка Нагасаки

Что же заставило этих людей внезапно изменить свое мнение? "Определенно не Нагасаки. Бомбардировка Нагасаки произошла в момент, когда заседание Высшего Совета на тему капитуляции уже началось. Руководству Японии сообщили о взрыве лишь после обеда, когда заседание Высшего Совета завершилось "ничьей" и к дискуссии привлекли полный состав кабинета министров", - пишет автор.

С Хиросимой тоже не все ясно: почему Высший Совет собрался лишь через три дня после бомбежки, а не немедленно? Ведь губернатор Хиросимы сразу же известил Токио о масштабе разрушений и потерь, а японцы понимали, что такое ядерное оружие.

Вдобавок 8 августа министр иностранных дел попросил созвать Высший Совет для обсуждения бомбардировки Хиросимы, но члены Совета отказались. Почему же на следующий день они стали обсуждать вопрос о капитуляции? "Либо они страдали коллективной шизофренией, либо толчком к этому обсуждению стало какое-то другое событие", - пишет автор.

Второе слабое место - масштабы потерь при атомной бомбардировке. Летом 1945 года американская авиация разбомбила обычными бомбами - целиком или частично - 66 японских городов, разрушения были колоссальные, в некоторых случаях сравнимые с разрушениями при атомных бомбардировках. 9-10 марта в Токио выгорело 16 квадратных миль, погибли около 120 тыс. человек. Хиросима - лишь на 17-м месте по разрушениям городской территории (в процентном отношении).

Итак, бомбежка Хиросимы не показалась бы японским лидерам чем-то особенным по сравнению с тем, что происходило дотоле. А бомбежки городов, видимо, не вселяли в японцев желание капитулировать.

Автор пишет: "Что же встревожило японцев, если их не волновали ни бомбежки городов в целом, ни атомная бомбардировка Хиросимы конкретно? Ответ прост - это был СССР".

Даже "ястребы" в японском правительстве знали, что война не может продолжаться. Вопрос состоял в том, как завершить войну на самых выгодных для себя условиях. У японцев было два плана.

"Первый - дипломатический. В апреле 1941 года Япония заключила с СССР пакт о нейтралитете, который должен был истечь в 1946 году", - пишет автор. Некоторые элементы во главе с министром иностранных дел Того Сигенори надеялись убедить Сталина стать посредником, чтобы он помог Японии договориться с США и их союзниками. "Это было здравое стратегическое мышление: СССР был заинтересован в том, чтобы условия соглашения не были слишком благоприятны для США: рост влияния и мощь США в Азии ослабили бы влияние и мощь СССР", - пишет автор.

Второй план, предложенный министром армии Анами Коречикой, был разработан военными. Они надеялись, что потери среди сил США после высадки будут огромными и благодаря этому удастся склонить Вашингтон к более выгодным условиям. И действительно, американское командование опасалось больших потерь.

Что же все-таки толкнуло Японию к капитуляции - бомбардировка Хиросимы или тот факт, что СССР объявил Японии войну? Автор пишет: 8 августа оба вышеописанных плана все еще были осуществимы. Можно было попросить Сталина о посредничестве либо подготовиться к последней кровопролитной битве с США. Бомбардировка Хиросимы не перечеркивала ни один из этих планов.

"Но значение того, что СССР объявил войну и вторгся в Маньчжурию и на Сахалин, было совсем иным", - пишет автор. Вариант с посредничеством Сталина отпал. Что до планов военных, то в Маньчжурии и на Сахалине японские войска были слабыми. СССР готовился к вторжению на Хоккайдо, где имелись всего две дивизии и две бригады.

Советско-японская война

"Можно дать решающий бой одной великой державе, наступающей на одном направлении, но невозможно отбиться от двух великих держав, атакующих с двух разных направлений", - отмечает автор.

Он заключает: у Японии не осталось никаких вариантов капитуляции на сносных условиях. "Советское вторжение сыграло решающую стратегическую роль, а бомбардировка Хиросимы - нет", - пишет Уилсон.

Вдобавок у Японии осталось меньше времени для маневров: советские войска могли вторгнуться в "Японию как таковую" уже через 10 дней. Кстати, еще в июне 1945 года на Высшем Совете японские лидеры говорили, что "судьбу Империи предопределит" вступление СССР в войну.

Почему же традиционное объяснение капитуляции Японии оказалось столь прочным, особенно в США? "Это подлинное нежелание взглянуть фактам в лицо", - замечает автор.

Но Уилсон советует не удивляться: традиционная версия, что Япония капитулировала из-за Хиросимы, удобна, так как она удовлетворяет эмоциональные потребности и США, и самой Японии.

"Поставьте себя на место императора. Война обернулась катастрофой, и, хуже всего, вы лгали своему народу, умалчивали о том, как все ужасно. Народ будет шокирован вестью о капитуляции", - пишет автор. Что делать - признать свои колоссальные просчеты или свалить вину на революционные достижения науки и техники? Версия, что война кончилась благодаря атомной бомбе, "одним движением замела под ковер все ошибки и просчеты времен войны", - поясняет автор. Она также помогла императору сохранить легитимность, всей Японии - воззвать к сочувствию других стран и отвлечь внимание от зверств японских войск, а также предложить версию, которая нравилась американцам.

Какую выгоду извлекли США из традиционной версии? Репутация военной мощи США значительно улучшилась, влияние дипломатии США в Азии и во всем мире возросло, безопасность США окрепла, пишет автор.

"Напротив, если бы причиной капитуляции считалось вступление СССР в войну, Москва смогла бы утверждать, что за 4 дня ей удалось то, чего США не могли добиться 4 года, и представления о военной мощи и дипломатическом влиянии СССР окрепли бы", - пишет автор. В период холодной войны утверждения, что СССР сыграл решающую роль, были бы равны "пособничеству врагу".

Между тем бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали основой нашего нынешнего взгляда на ядерное оружие: представления о его важности, его уникального статуса, масштаба ядерных угроз, роли ядерного оружия в международных отношениях. И что же делать, если достижение атомной бомбы - "чудо внезапной капитуляции Японии" - окажется мифом?

Источник: inopressa.ru

Мы открываем цикл статей посвящённых военному образованию в России, как естественному патриотическому воспитанию молодёжи.

Более чем за двухсотлетнюю историю кадетского обучения эта форма обучения стала неотъемлемой частью подготовки военных кадров России. Императоры старались выделять из общей массы дворянства военные кадры Российской Империи. Указ Петра I от 1714 года гласил: «Сказать всему шляхетству, что каждый дворянин (какой бы фамилии ни был) почесть и первое место давал каждому обер-офицеру и службу почитать и писаться только офицером, а шляхетство (которое не в офицерах) только то писать, куда посланы будут1. Историю военного образования в России можно начать с образования в 1701 году «Школы навигацких и математических наук». В те годы перед государем России Петром Алексеевичем встала проблема организации регулярной армии и, как следствие, подготовки для ее рядов образованных офицеров. Поэтому первые подготовленные офицеры подготавливались для рождавшегося нового рода войск России - военно-морского флота. Но уже в 1715 году эта школа разделяется на Академию морской гвардии с расположением в городе Санкт-Петербург и Навигацкую школу, располагавшуюся в городе Москва. Учащиеся Навигацкой школы подготавливались для учебы в Академии морской гвардии. В 1891 году Академия морской гвардии была переименована в Морской кадетский корпус - в советское время носила название «Высшее военно-морское училище им. Фрунзе», В нынешнее время, с 2001 года, распоряжением Правительства РФ носит звание «Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт».

К началу 1800 года в России насчитывалось несколько военно-учебных заведений: Морской кадетский корпус; Кадетский корпус, образованный в 1731 году по инициативе графа П. И. Ягужинского; Артиллерийская и Инженерная дворянская школа, созданная графом П.И.Шуваловым из Артиллерийской и Инженерной школ; военно-сиротский дом, образованный Павлом I в 1795 году и Шкловского благородного училища, образованного на собственные средства генерал-майора Зорича в 1778 году. Кадетские корпуса были сословными учебными заведениями, в которых учились дворянские дети. Всю свою историю эти корпуса являлись оплотом самодержавия, так как многие из них создавались за счет пожертвования отдельных дворян либо за счет местных дворянских собраний.

В 1805 году Александр I утверждает «План военного воспитания», что явилось результатом работы специальной комиссии под председательством великого князя Константина Павловича. Предполагалось открыть на средства местных дворян кадетские корпуса в 17 губерниях.

История кадетских корпусов охватывает значительный период времени. Из их стен вышло немало честных, высокообразованных и преданных своему Отечеству офицеров, полководцев, талантливых людей, всемирно известных путешественников, государственных деятелей и просто образованных людей. Отметим некоторых из них: П.И.Шувалов (1710-1762), А.П.Сумароков (1717-1777), М.И.Кутузов (1745-1813), И.Ф.Крузенштерн (1770-1846), К.И.Константинов (1819-1871), С. И. Мосин (1849- 1902), Д. М. Карбышев (1880-1945) и многие, многие другие исторические личности, преумножавшие своими трудами славу России.

История кадетских корпусов прерывается почти на восемьдесят лет (1918 - 1991). В последние десятилетия в Российской Федерации начали открываться новые кадетские корпуса, приняв эстафету довузовской подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах России от кадетских корпусов царской армии, специальных военных школ и подготовительных училищ, действующих в период с 1937 года по 1955 год.

Спецшколы являлись одной из форм военной подготовки – средние общеобразовательные заведения Наркомата просвещения готовили юношей 8-10 классов для поступления в военные училища. В Советском Союзе существовало три типа военных спецшкол: артиллерийские, функционирующие с 19372 по 19463 годы, военно-морские функционирующие с19404 по 19445 годы и военно-воздушные функционирующие с19406 по 1955 годы. Военно-морские и военно-воздушные спецшколы открывались по типу артиллерийских спецшкол7, так что основные положения школ совпадали и подчинялись единому требованию специальных военных средних школ Наркомпроса. \


1ПСЗ.Т.IV.№2467

2Постановление СНК СССР №2сс от 5 мая 1937 года.

3С 1944 по 1955 года, спецшколы переформированы в подготовительные училища.

4Постановление СНК СССР №1316 от 22 июля 1940 года.

5С 1944 по 1955 года, спецшколы переформированы в подготовительные училища.

6Постановление СНК СССР №2276 от 6 ноября 1940 года.

7Постановлением №452 от 9 апреля 1938 года «Постановление о специальных школах Наркомпросов РСФСР и УССР», Совнарком утвердил новое положение о спецшколах, которое действовало без изменений до реорганизации спецшкол в 1946 году.