Мероприятия

Бородинское сражение

Проходит: Первые выходные сентября

Историческая дата: 7 сентября 1812 г.


Стойкий оловянный солдатик

Проходит: Последние выходные мая

Фестиваль


Малоярославецкое сражение

Конец октября

Историческая дата: 24 октября 1812 г.


Душоновские манёвры

Июнь

Фестиваль


Смоленское сражение

Начало августа

Историческая дата: 16 - 18 августа 1812 г.


Сражение под Красным

Историческая дата: 15 - 18 ноября 1812 г.


Вохонское сражение

Конец сентября

Историческая дата: 1 октября 1812 г.


Тарутинское сражение

октябрь.2017

Историческая дата: 18 октября 1812 г.


"Ночь музеев", Бородинский музей-заповедник

Май

Фестиваль


МАНИФЕСТ «Об изгнании неприятелей»

7 января

Историческая дата: 7 января 1813 г.


Зимние маневры по эпохе Наполеоновских войн

Зима

Фестиваль

20-30-е годы XX века охарактеризовались заметными событиями не только в СССР, но и во многих других странах Европы. Это фашизм в Италии во главе с Бенито Муссолини, который пришёл к власти в 1922 году в результате переворота и нацизмом в Германии во главе с Адольфом Гитлером, пришедшем к власти в 1933 году. Эти события давали понять, что Европе грозят великие потрясения. Развязанные, впоследствии, войны фашистским режимом подтверждал опасения СССР о возможном нападении на её территории. Осознавая с каким противником придётся столкнуться, страна начала готовиться к войне.

В начале 20-х годов, когда победа Красной армии в гражданской войне становилась очевидной, молодая Советская республика обратила внимание не только на качество младшего и среднего командного состава вооруженных сил, но и на само комплектование армии красными командирами. И в 1921 году было принято решение о создании ряда школ: в Петрограде «подготовительной школы для моряков», в Баку «1-й Азербайджанской военной школы» второй ступени, в городе Фергана «Бухарской военно-трудовой школы», а также ряд других военных школ в разных городах республики. Так как комплектование военно-учебных заведений осуществлялось из рабочего класса и крестьянства, эти школы должны были поднять образовательный уровень слушателей и учащихся военных заведений.

К 30-м годам, когда общая грамотность населения в республике была поднята на достаточный уровень, необходимость в таких учебных заведениях отпала, некоторые прекратили своё существование, некоторые были укрупнены по форме объединения, а другие были переквалифицированы в школы переподготовки командного состава.

Вообще, 20-е годы были судьбоносными в истории страны, в 1922 году, образовывается СССР, в 1923 принимается первая Конституция нового государства, в 1925 году XIV съезд ВКП (б) провозглашает курс на индустриализацию, в 1928 году принимается первый пятилетний план развития промышленности. Стране требовались образованные и подготовленные специалисты, не только в армии.

Но, не смотря на то, что уровень подготовки повысился, состав армии, как и комплектование военных учебных заведений слушателями, был случайным. Рабочие и крестьяне не связывали свою дальнейшую судьбу со службой в вооруженных силах страны, а растущая армия требовала всё больше и больше квалифицированных военных командиров. Надвигающаяся угроза войны требовала ещё больше подготовленных абитуриентов.

Государство осознала необходимость более раннего воспитания и подготовки сознания молодёжи к защите Родины, а также выявлению среди молодёжи тех, кто готов связывать свою жизнь с армией. К концу 30-х годов мальчики, которые родились в 20-х годах, вступали в возраст, когда детство переходит в юность, и именно на них и решило сделать ставку руководство СССР.

№2сс от 5 мая 1937 года, постановил создать в 30 средних школах страны спецклассы, с углубленным изучением военного дела и общеобразовательных предметов. Но в ходе выполнения этого постановления были внесены существенные изменения. Нарком просвещения РСФСР П.А. Тюркин, приказом № 1546 от 13 июня 1937 года утвердил выделение 10 школ в Москве, 10 в Ленинграде и одной в Ростове- на-Дону для преобразования в них 9-х и 10-х классов в военно-подготовительные В 1937 году, вновь образованный Комитет Обороны, постановлением классы. Однако отдел школ ЦК ВКП (б), предложил вместо специальных классов, создать специальные школы с обучением в них с 8-го по 10-й классы. Это позволило бы отделить учащихся занимающих по специальной программе и создать для них более благоприятные условия. По предложению исполкома Моссовета, уже в августе этого же года, Московский городской отдел Народного образования решил организовать в Москве 5 специализированных средних школ: № 328 Красногвардейского, № 83 Краснопресненского, №118 Советского, №381 Сокольнического и № 457 Таганского района города. В результате проделанной работы в 1937 году в стране было сформировано 15 специализированных школ: по 5 в Москве и Ленинграде, по 2 в Киеве и Харькове по одной в Одессе, Ростове-на-Дону и Ереване. В 1944 году были созданы ещё три спецшколы: в Киеве, Харькове и Одессе.

По решению правительства, эти средние школы Наркомпроса, в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7-9 классы и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В отличие от 20-х годов, где организация школ, была борьбою с неграмотность и малограмотностью поступающих граждан, то учащиеся этих спецшкол отбирались по принципу - лучшие из лучших. «Отбор был весьма требовательным и по оценкам и по анкетам – вспоминал военно-морской руководитель столичной спецшколы старший лейтенант Г. Эндзенин. – Но особой строгостью отличалась медкомиссия – бескомпромиссная и неуступчивая. И это понятно… (Морской сборник. – 1990. - №7. С.47.)

При поступлении приветствовалось наличии знаков ГТО, Ворошиловский стрелок и других значков. По окончании спецшкол, выпускники поступали в военное училище, обучение в спецшколе давало им преимущество при зачислении военные учебные заведения. И это было единственной привилегией спецшкольников, перед своими сверстниками обучающихся в простых средних школах.( По постановлению КО при СНК СССР №2сс от 5 мая 1937 года, до 50% учащихся военных артиллерийских училищ, должны были комплектоваться из учащихся спецшкол). Так что, несмотря на всю жёсткую политику государства, государство смогло решить один из главных вопросов, вопрос воспитания граждан своего государства в духе любви к своей Родине: «Комсомолия шла в армию, авиацию и флот. Шла по зову юных сердец, по велению долга». (Е.А.Райгородецкий. Командиры смолоду. – Киев, изд-во ЦК ЛКСМУ «Молодь». – 1986. С. 10.). «Подготовка сознания, особенно у молодёжи, - то, чего мы сейчас не делаем, - это посильнее перевооружения армии». (Газета московского инженерно-физического института. №14-15. 2006. С4-5.).Так считает бывший учащийся первой московской морской военной спецшколы, бывший ректор МИФИ, почётный профессор В.Г. Кириллов- Угрюмый. А перевооружение армии шло полным ходом, принималась новая техника, а новая техника это новая тактика и стратегия, и кавалерийским наскоком уже не решался исход битвы.